Батя, Саныч – так звали Андрея Спирина сослуживцы. Многие обязаны ему жизнью – во время спецоперации майор не раз прикрывал боевых товарищей. А 13 июня остановил контрнаступление на город Рубежное, вызвав огонь на себя. Ему было 39 лет.
Каким Андрей… был? – с трудом произносит слово в прошедшем времени мать офицера Валентина Павловна. – Надёжным, спокойным, уверенным. Его знали все только с хорошей стороны.
Эти офицерские черты проявились у Андрея ещё в детстве. Мать сама удивлялась, насколько серьёзным растет её сын:
Кажется, он уже родился таким: справедливым и надёжным. Мы с отцом всегда были уверены в нём и оставляли его с сестрёнкой дома, она на пять лет младше. Они "Спокойной ночи" посмотрят, а потом Андрей уложит сестру спать. В школе занялся боксом. Я вот сейчас достала медали, дипломы – все места только призовые на соревнованиях брал. Вообще в его классе все ребята спортивными были. В городе каждый год проходила эстафета на приз газеты "Муромский край". Школа Андрея много лет не побеждала, а мальчишки взялись – и три года подряд брали первое место.
В старших классах Андрей решил, что станет военным. Окончил Тульский артиллерийский институт, служил в батальоне 200-й отдельной мотострелковой Печенгской бригады Северного флота, получил звание майора, стал заместителем командира по вооружению.
БРЭМ всегда прикроет
В начале марта, выполняя боевую задачу, батальон попал под шквальный обстрел. Майор Андрей Спирин на БРЭМ (бронированная ремонтно-эвакуационная машина) замыкал колонну.
Мы стали скучиваться, чтобы выйти из-под миномётного огня, а Саныч прикрыл нас. Мы не только вышли, но обошли засаду и заняли высоту,
– рассказал сослуживец Андрея Спирина.
Бойцы-ровесники называли майора Саныч. А подчинённые помладше – Батей за то, что неоднократно прикрывал их и много раз вывозил с поля боя раненых.
Обещал и вернулся
В конце марта Спирин был ранен. В госпиталь ехать не хотел ни в какую. Пришлось уговаривать. Согласился только тогда, когда ему пообещали: вылечится и вернётся к своим.
Я не хотела, чтобы он ещё раз ехал туда. Был страх потерять любимого человека. Но муж сказал: "А как я буду смотреть своему сыну в глаза? Мои боевые товарищи – они там". Он был твёрд в своих решениях,
– вспоминает вдова майора Наталья Спирина.
Да и боевые товарищи ждали Батю. Надёжный, юморной, он постоянно говорил: "Всё будет хорошо". С ним под пулями было не страшно – если ранят, Саныч на БРЭМ вывезет.
Последний бой
В мае в городе Рубежный Харьковской области (не путать с селом под Луганском) две армии – русская и украинская – встали лицом к лицу. Ни те ни другие не собирались уступать и пяди.
13 июня земля на подступах к Рубежному задрожала. Нацисты начали артобстрел, готовясь к контратаке. В этот момент наша колонна обеспечения шла к своему подразделению, в самый эпицентр обстрела. Прорвались с потерями – командир был ранен. Майор Спирин взял командование на себя.
У нацистов стояла задача: занять высоту любой ценой. После серии поражений им была нужна победа. Русские отбивали атаку за атакой. Четыре раза!
В этом огненном аду Санычу удавалось сохранять полнейшее самообладание. Он всегда выказывал презрение к смерти,
– рассказал потом журналистам о командире его сослуживец Алексей.
Оставить участок – значит обречь своих на новые бои, на новые жертвы. И Спирин принимает решение: вызывает огонь на себя. Русская артиллерия разносит в клочья расчёты нацистов: это 40 солдат, два танка, два артиллерийских орудия. Отступая, ВСУ наносят мощный удар по нашей позиции…
Он – настоящий офицер, он принял решение остаться со своими. Ценой своей жизни спас десятки подчинённых,
– об этом на церемонии вручения Звезды Героя говорил Александр Моисеев, командующий Северным флотом.
Лучший друг
11-летний сын Егор растёт таким же серьёзным, уверенным в себе, справедливым мальчиком. И нет-нет да и полыхнут в глазах смешливые искорки – как у отца.
Потерю отца сын переживает очень тяжело. Они были друзьями. Сын сказал, что вместе с отцом он потерял защиту, – говорит Наталья Спирина. – Я горжусь им, независимо от награды. Эта гордость всегда будет со мной, с сыном, с родителями, с друзьями – по-другому быть не может.
До последнего патрона
Есть у Андрея Спирина знаменитый однофамилец, ставший героем в годы Великой Отечественной войны. В бою сержант-радист Александр Спирин был ранен, после выздоровления вернулся на фронт. Защищал Ленинград, получил контузию, полгода лечился, а потом отказался ехать домой и снова вернулся в часть.
В январе 1944 года танковая рота, в которой воевал уже старший лейтенант Александр Спирин, в ночном бою с тремя танками вырвалась вперёд под деревней Дятлицы. Лишившиеся из-за обстрела связи, в подбитом танке Александр вместе с механиком смогли подбить две машины нацистов. Затем старлей открыл крышку люка и отстреливался из автомата до последнего патрона. Александру Спирину было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.