EUR 106,3 USD 99,42
» » Режиссёр из города Муром

Режиссёр из города Муром

Фото: Автор изображения: Александр Шпагин, Виталий Трояновский, Ирина Изволова; Студия документального кинопоказа телеканала «Культура» Источник: Фильм «Острова. Константин Воинов» (2008)

Источник: Владимирская областная научная библиотека

25 апреля 2023 года Константину Наумовичу Воинову, режиссеру знаменитой комедии «Женитьба Бальзаминова», исполнилось бы 105 лет. Режиссер, сценарист, актер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974), Народный артист РСФСР (1989). Он получил широкую известность после выхода в 1960-е годы фильма «Женитьба Бальзаминова».

Константин Наумович Кац, а именно так звучит настоящее имя режиссёра, появился на свет 12 апреля (по старому стилю) 1918 г. в городе Муром.

В метрической книге церкви г. Мурома была сделана следующая запись: «Родители: гражданин гор. Камри Наум Яковлевич Кац и законная жена его Мария Козьминична; оба православного вероисповедания. Восприемники: гражданин гор. Мурома Александр Николаевич Гладков и учительница женской гимназии гор. Мурома Анастасия Козьминична Иванова». В одном из интервью Воинов рассказал: «Крестили меня в тюремной муромской церкви – ее теперь нет…». Имя будущий режиссер получил в честь одного из муромских князей – Константина. Ещё в конце 1930-х гг., работая в московских театрах актёром, Константин Наумович изменил исконную фамилию на «благозвучный» псевдоним.

В 1938 году, после окончания театральной студии Н. П. Хмелева, Воинов устроился на работу в Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой, в котором оставался до 1945 года. Затем играл в Московском драматическом театре им. Моссовета, Московском театре эстрады. Два года проработал главным режиссером в театре в Ногинске. Ставил спектакли в Театре-студии киноактера. Начав режиссерскую деятельность, Воинов сменил не один театр, иногда даже и не по своей воле. В 1957 году Константин Воинов пришел работать на киностудию «Мосфильм». Туда его пригласил сам Иван Александрович Пырьев, который в те годы возглавлял киностудию. Отдав театру без малого 20 лет, Константин Наумович ушел в кинематограф не раздумывая. Театр он покидал, по собственному признанию, без сожаления, считая искусство экрана более современным и интересным. С этого времени он становится одним из постоянных режиссёров киностудии «Мосфильм», на которой проработает 40 лет и поставит все свои фильмы.

«Воинов быстро почувствовал кинематограф, просто удивительно!», — вспоминала Лидия Смирнова.


Его первой работой стал фильм «Две жизни», поставленный по рассказу П. Ф. Нилина «Жучка» (1957). Два следующих фильма — «Трое вышли из леса» (1958) и «Солнце светит всем» (1959, почетный диплом XIV МКФ в Эдинбурге, 1960) — рассказывали о судьбах бывших фронтовиков.

В 1960-е годы режиссер опять вернулся к экранизации литературных произведений. По произведениям сибирского писателя и публициста Александра Рекемчука Воинов снял два фильма: «Время летних отпусков» (1961) и «Молодо-зелено» (1962), а в 1966 году экранизировал повесть Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон».

Ярким примером воплощения классики на экране стал фильм «Женитьба Бальзаминова» (1964), снятый по мотивам трилогии А. Н. Островского. В основу сценария картины легли сразу три популярные пьесы А.Н. Островского: «Праздничный сон до обеда», «За чем пойдешь, то и найдёшь» «Свои собаки грызутся, чужая не приставай». Зрительский успех к фильму пришел сразу, а благодаря телевидению продлился на десятилетия.

«…Знаете, каким навсегда останется одно из счастливейших воспоминаний моей жизни? Я шел по улице, а у касс кинотеатра – огромная очередь на «Женитьбу Бальзаминова». Я очень хорошо помню этот успех…, — рассказывал Константин Воинов. — Хотя, когда картина вышла на экраны, она воспринималась по-разному, особенно «наверху». Где-то она шла на «ура». А совсем уж высокому начальству резко не понравилась. Мне тогда сказали, что я издеваюсь над классикой. Говорили и похуже – что издеваюсь над русским народом. А мне, черт возьми, очень близок этот дурачок Бальзаминов с его простой житейской мудростью, как близка и старая Россия с ее купеческим бытом. Мне кажется, я его, этот быт, хорошо чувствую – моя мама происходила из купчих. Я боготворю русскую живопись XIX века…»

«Женитьба Бальзаминова» — художественный фильм, действие которого происходит в купеческой Москве XIX века. Классическое решение фильма, как говорил сам Константин Воинов, строилось «на Кустодиеве», подсказавшем внешность персонажей, костюмы, утв###, порой даже и мизансцены. Тут вспомнились и пригодились ему рассказы матери о купеческом быте, слышанные Константином еще в детстве. Многоцветье, лубочная яркость отличали не только изобразительный строй фильма, но и его музыку и актерское исполнение. Для фильма Воинов собрал целое созвездие актеров: Г. Вицин, Л. Смирнова, Е. Савинова, Л. Гурченко, Р. Быков, Н. Мордюкова, Н. Румянцева, Н. Крючков.

«Мы получили прекрасные роли, — рассказывала Надежда Румянцева сразу после выхода фильма на экраны. — Наша работа строилась на смелом экспериментировании, на огромном доверии к актеру. Мы имели возможность проявить свою фантазию и изобретательность, могли импровизировать, предлагать новые решения. Не забывайте, что при этом нам были даны прекрасные роли с великолепным, сочным текстом (Островский!)»
[/i]

А предложение актеру выбрать себе роль в фильме от режиссера – это вообще может показаться из области фантастики. Так случилось с актрисой Нонной Мордюковой. Домой ей позвонил режиссер Константин Воинов, предложил прочесть сценарий и сказать, какую роль хотела бы она сыграть. Нонна Мордюкова не раздумывая выбрала роль купчихи Белотеловой:

«Впервые в жизни я играла классику и, более того, играла роль, совершенно не похожую на все, что мне приходилось делать раньше. Изменились не только костюм и эпоха. Изменился сам характер образа. Раньше я всегда играла энергичных, деятельных, чего-то добивающихся женщин. Теперь мне предстояло сыграть роль избалованной, изнемогающей от праздности купчихи. Я глубоко признательна режиссеру за его безграничную терпеливость, давшую мне возможность привыкнуть к новому амплуа и костюмам. Старинный костюм помог мне выработать ритм, походку, найти нужное настроение».

Кинематографической площадкой для фильма был выбран Суздаль.

Актриса Лидия Смирнова вспоминала:

«Для «Женитьбы Бальзаминова» Воинов выбрал местом действия великолепный город Суздаль. Он был таким первозданным. Тогда еще не было никаких туристических комплексов, никаких «Интеротелей», и никто там еще не снимал. Там была паршивенькая трехэтажная гостиница с одним туалетом на этаже, площадь центральная и рынок, на котором продавались крынки со сметаной, молоком, земляника, черника. Мы выходили на маленькие балкончики гостиницы и смотрели — бабы пришли с обычным молоком или топленым, а может, со сливками. Мы в гостинице жили тесно — втроем в одном номере. Воинов с Вициным и с оператором.

Кстати, «Женитьба Бальзаминова» — один из самых ансамблевых фильмов, а это возможно только при опытном режиссере. Мы ходили на каждую съемку друг к другу. Воинов хотел, чтобы все знали, что делают другие, чтобы они жили в этой атмосфере. Нас, кроме съемок, когда мы жили в Суздале, ничего не интересовало, ничего. И все шло от режиссера, он объединил нас в одну семью. Это было единство взглядов, вкусов, идей.

Надо сказать, что сам город, эти заброшенные церкви, в которых хранились бочки с селедкой или были какие-то склады, эти дома, косые, поваленные, и бесконечное количество старух — все создавало атмосферу фильма. Нигде я не видела столько старух, сколько в Суздале. Там не было никаких производств, только молочная фабрика: делали сгущенное молоко, творог, сметану, масло. Были монастыри, где находились малолетние преступницы, они там работали.

Мы играли прямо в старых торговых рядах. Водрузили вывески с буквой «ять» на чайных, сапожных палатках, убрали столбы с проводами, а все прочее осталось. Извозчик, нищий, собака — все было как в XIX веке. На площади снималась финальная сцена, когда Вицин пляшет под потрясающую музыку Бориса Чайковского— знаменитую полечку. Она теперь часто звучит по радио, узнаваемая и любимая. Танец, конечно, придумал Воинов. В рубашке нараспашку, в дикую жару, Воинов показывал Гоше Вицину, как надо танцевать».


Актриса Людмила Шагалова:

«Многое можно рассказывать о нашей работе над «Женитьбой Бальзаминова», но особо хочется сказать о городе Суздале.

В Суздаль мы приехали на натурные съемки. Мы попали в чудесный мир русской старины. Нас встретили монастырские стены, деревянные церкви, кремлевские валы и многочисленные мраморные доски на стенах: «Памятник старины… Охраняется государством…». Суздаль помог нам погрузится в нужную атмосферу. Но вдохновляли нас не только старинные памятники.

Суздаль – городок небольшой, жителей в нем не так уж много, и не было среди них, наверное, ни одного человека, который не знал бы о наших съемках. Словом, город принял нашу работу, как свое дело. Многие с удовольствием участвовали в наших массовках и в свободное время разгуливали по городу в полученном для съемок костюме. Весь город словно превратился в большую съемочную площадку. Мне тоже нравилось ходить по улицам в гриме и костюме. Я играла Павлу Петровну Бальзаминову – мать главного героя, сыгранного Г. Вициным. Вот так мы работали, увлеченные своими ролями, стоящей перед нами задачей, увлеченные самой обстановкой, которая немало нам помогла».

Фильм получился ярким, эмоциональным, перевернувшим все представления о классике. После выхода фильма на экраны страны зрители буквально разобрали его на цитаты, а сама комедия стала любимой для многих россиян. После успеха фильма Ролан Быков сказал:

«Воинов – единственный человек, у которого я буду сниматься, на что бы он меня не позвал. Потому что он единственный режиссер, который ведет актера по роли».
[i]

«Женитьба Бальзаминова» имела огромный успех у зрителя. Именно этот фильм обеспечил режиссёру Константину Воинову известность.

В 1970-е годы наиболее удачной для режиссера стала бытовая комедия «Дача» (1973). И снова великолепный актерский ансамбль, который удалось собрать Константину Наумовичу: Л. Смирнова, Л. Гурченко, Е. Евстигнеев, К. Лучко, А. Папанов, Н. Парфенов, О. Табаков, В. Басов. Узнаваемые жизненные ситуации, мягкий юмор — все это легло в основу фильма.

К сожалению, в перестроечные годы с середины 1980-х годов по 1991 год, Воинов не смог себя найти в кино и снова вернулся в Театр киноактера, где поставил комедию-фантазию «Ссуда на брак», затем перенесенную на экран (1987).

В 1990-е годы, в тяжелые времена и для страны, и для кинематографа, когда ничего не снималось, Воинов очень тяжело переживал и горевал. В эти годы он вновь обращается к экранизациям литературных произведений — снимает фильм по повести В. Войновича «Шапка» (1990). Это был последний, двенадцатый фильм в творческой биографии Константина Наумовича как режиссера. Но хорошо, что оказался он востребованным как актер и в 90-е годы сыграл несколько характерных ролей в кино. «Приют комедиантов» (1995) — это последний фильм, в котором он снялся вместе с актрисой Лидией Смирновой.

Мастер насыщенных тревогой драм и острых трагикомедий, Константин Воинов в конце 1980-х возвратился на экран в качестве актера и блистательно завершил свой творческий путь. Путь, который начался в театре, а затем привел его в кинематограф.

30 октября 1995 года Константина Наумовича Воинова не стало.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.