EUR 99,56 USD 93,29
» » Откуда пришел обычай красить куриные яйца

Откуда пришел обычай красить куриные яйца

На Руси знали три праздника Рода и его женских ипостасей – Рожаниц (персонажи древнерусской мифологии). Первый – один из самых торжественных праздников Прародителя – проходил весной, в начале апреля, сразу после окончания весеннего молодёжного праздника «Красная горка», который отмечался и до сих пор кое-где отмечается в честь ипостаси Рода – огненного Ярилы. Этот праздник прославления Рода и Рожаниц в наше время празднуется последователями древнего православия в ночь на четырнадцатое апреля. Русский народ сумел его сохранить почти полностью. До сих пор в русских деревнях перед этим праздником идёт окуривание углов домов вереском (в Сибири – багульником). Это обряд очищения жилища. Потом следует обряд очищения жильцов. Для этого во дворах перед дверьми разжигают костры, и жители прыгают через них. После очищения, как и в древности, украшают дом вереском, можжевельником или ветками других хвойных деревьев. Сибиряки любят наряжать свои жилища пушистыми ветками кедра.

В праздник Рода и Рожаниц полагается умываться «из серебра и золота». Поэтому ещё ночью в ведро с водой набирают свежую,желательно ключевую (родниковую) воду, в которую опускают золотые и серебряные вещи. Этой водой моются после очищения и украшения дома. Во второй половине дня начинают печь специальные печенья: у староверов их делают круглыми, а в христианских семьях – квадратными. Кроме этого выпекают печенья в виде сказочных зверей и птиц. Я помню, как мать выпекала пряники «барышня», «лошадка», «петушок», пекла птичек – «жаворонки». Раскрашивали их соком красной свеклы и яичным белком. Это было в начале 1950-х годов.

Основным отличием Радоницы ото всех других праздников – как ведических, так и христианских – является приготовление и разнообразная раскраска куриных и других яиц. Яйцо во все времена, ещё задолго до христианства, было символом Вселенной, атрибутом Рода Великого. Вот и бьют русские люди – христиане – на Пасху, пускай вслепую и не понимая, а «язычники»-староверы – осознавая и со знанием дела, крашенные яйца в честь Рода Великого. Общаются с духами предков на кладбище, прибирая могилы и устраивая поминальный обряд, после которого часть продуктов остаётся на местах погребения. Основы древнего праздника Роду и Роженицам остались неизменными. Изменилась со временем только раскраска яиц. Христиане обычно раскрашивают их однотонно. Ведическая символика впитала в себя мудрость десятков тысячелетий. Яйца, разрисованные «язычниками»-староверами, представляли и до сих пор представляют собой настоящее произведение искусства. Они использовали все семь цветов радуги, которые олицетворяли собой цвета семи чакр человека. Из закона «Как наверху, так и внизу, и наоборот» следует,что гамма из семи цветов радуги символизирует основные созидательные силы Космоса. На праздничных яйцах изображались в виде сказочных, порхающих среди цветов птиц небесные ипостаси Рода, его дети-боги.

Праздник Радоница в древности справлялся десять дней – древнюю неделю. Обычно во вторник, на третий день праздника, совершался обряд вызывания первого весеннего дождя. Начинали его дети. Они пели дождю призыв, потом к их песне присоединялись юноши и девушки, за ними выходили на улицу взрослые. Песня-призыв всё усиливалась и крепла. Своего апогея она достигала, когда её подхватывали старики. Если начинался дождь, а он после такого призыва,как правило, начинался, то все купались в его струях, радуясь и прославляя стихию воды. Этот обряд сохранился во многих уголках России и по сей день, дождь вызывают, как и в былые времена, всем миром. В субботу, перед концом праздника, в древности начинался обряд изгнания с лика земного Марены – смерти. Его совершали женщины. Для этого они брали в руки мётлы, веники, ухваты, выходили на улицу и, распевая угрозу Марене и её окружению, лихоманкам-болезням,ходили по дворам и выметали воздух. Иногда на площади села или даже города сжигали чучело богини смерти и болезней. Считалось, что этот обряд сохраняет здоровье и молодость. Обряд изгнания Марены имеет мощное соборное гипнотическое воздействие, и, на самом деле, после него люди очень быстро выздоравливают и в дальнейшем очень редко болеют. Весенний праздник Рода праздновался первого апреля по старому стилю и четырнадцатого – по новому. Начинался он, как и торжество в честь Лады, с четырёх часов утра на площади храма Прародителя.

П. СЫТНИК
(использованы материалы книги Г. Сидорова).
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.