EUR 99,56 USD 93,29
» » Год кино начнем с имён земляков-современников

Год кино начнем с имён земляков-современников

Автор Татьяна Душутина

Кино и киноактёры (вкупе с театральными) нас интересуют всегда. Не зависимо от символа года. Творческая профессия, характерная, массовая ныне, судя по обилию сериалов, но особая по индивидуальному почерку, по умению перевоплощаться в разных героев, проходить их пути, иногда исступлённо веря в свою негасимую звезду, иногда трагически разделяя их судьбы, иногда уходя в тень житейских неурядиц и плывя по течению. Не мне судить, ибо всегда сочувственно жаль, если звезда, случается так, нередко светит почти недосягаемо для того, для кого так ярко зажглась в начале профессии.

42-ЛЕТНИЙ СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ НОВИКОВ (его имя есть в картотеке «Мосфильма») вырос в Муроме на Казанке, в семье железнодорожников на зелёной улице Щербакова, в двухэтажном доме с колоннами,ныне обветшавшем. Он рано испытал творческую радость ярких театральных ролей – от классических персонажей Шекспира до Достоевского – и упоительную радость первой главной роли успеха. Причём – самым первым среди своих сокурсников, ещё студентом Школы-студии МХАТ Олега Ефремова.

В фильме «24 часа», который часто «крутят» до сих пор по разным телеканалам. Рядом с киношной «мамой» – кумиром многих поколений киноманов, великой Татьяной Самойловой, и старшим «братом» – харизматичным, невероятно востребованным вплоть до своего трагического ухода Андреем Паниным. Сергей, несмотря на первый опыт в кино, смотрелся органично в роли молодого человека, с добрым,почти детским взглядом, словно и не он участвовал в «разборках». В лихие годы модно было быть «крутым» персонажем – и кино подливало масла в огонь.

Рейтинг кинофильма о «бандюках», при этом трогательно заботливых и оберегающих «мамочку» от истинной правды, был высоким. Как некогда говорил А.С. Пушкин: «Над вымыслом слезами обольюсь». Да, зрители плакали, сопереживали и отрицательным героям. Старое доброе классическое советское кино казалось на фоне первых российских боевиков слишком «пресным». Это ныне нас, уставших от киношной кровавости, тянет к ним снова. А в лихие 90-е, как вы помните,уважаемые читатели, это было не только «вымыслом», но и отражением жестокой реальности дикого капитализма, рейдерства и т.п.


Год кино начнем с имён земляков-современников
Портрет нашего мастера Олега Ефремова нарисовала моя однокурсница Анна Орехова.

После ухода Олега Николаевича руководить театром пришел Табаков. Он не продлил контракты с большинством учеников Ефремова. И не из мести, не по причине нашей бездарности, а просто потому, что ему надо было освободить места для своих студентов. Помню, мы собирались вместе, жарко обсуждали сложившуюся ситуацию, но при этом понимали, что изменить ничего нельзя: все вынуждены были уйти. И я, и Вика Исакова, и другие наши ребята, талантливые и подающие надежды.

Многие после этого вообще ушли из профессии. Красавица Катюшка Галахова («Сталин. Live») живет в Италии, Таня Исаева («Большое зло
и мелкие пакости») — в Англии, Лена Попова — в США. Дельфина Креспо вернулась в Швейцарию, на свою родину. Девчонки удачно вышли замуж, воспитывают детей. У парней судьбы складываются поразному. Кто-то все-таки смог пробиться в театре и в кино. Один из наших, Саша Салминов — уникальный человек, звонит мне примерно раз в полгода. Говорит, что собирается снимать свое кино, и зовет на главную роль. Потом исчезает. В последний раз звонил, сообщил, что приехал с Байкала — нашел натуру для нашего будущего фильма. И снова пропал, видимо, еще на полгода. Я вернулся в родной Муром.

Работал диктором на местном телевидении, а сейчас подрабатываю грузчиком. Больше всех повезло, конечно, Исаковой — с «Оттепелью». Вот от чего зависит успех? На первом месте, естественно, везение, ну и надо уметь ждать…

С уходом из жизни обожаемого мэтра, который верил в счастливую судьбу талантливого парня из Мурома и просил его не бросать профессию, весь курс остался, можно сказать, без путеводной звезды. Зато ярко загорелись новые звёзды – воспитанники Олега Табакова, преемника своего тёзки. На днях был юбилейный показ чествования режиссёра. Много известных имён, талантливых людей пели осанну – вполне заслуженно, как мы знаем, своему мэтру, обожаемому и народом. Думаю, если ефремовцы из последнего курса смотрели эту телепередачу, то к их общим позитивным впечатлениям примешивался бы и оттенок горечи. Мол,могло бы и у нас сложиться иначе,а так приходилось пробиваться, как зелёной траве через серый асфальт – на «авось», как повезет, улыбнется ли удача, пригласят ли снова на эпизод, как это было в сериале Дмитрия Брусникина, или вообще не на последнюю роль. А ведь, так считает сам Сергей, запас творческих сил не исчерпан, профессия-то рвётся на выход, несыгранные роли отчаянно перегорают внутри, вызывая душевные терзания, увы, вместе с житейскими «излишествами», которые сыграли свою разрушительную роль в жизни многих талантливых русских актеров. Участи этой избежали не слишком многие.

С СОСЕДСКИМ МАЛЬЧИШКОЙ АКТЁРОМ по сути долго была знакома лишь заочно. Его мама Надежда дружила с моей близкой соседкой, иногда мы выручали – «Сережке на билет на поезд до Москвы», иногда она нас – отборной, собранной с её участка целебной облепихой. Какое- то время она звонила заранее:

– Татьяна, смотри моего Серёжку в телефильме… Потом я с интересом слушала Сергея в качестве диктора местного ТВ. Грамотная речь, поставленный голос, красивая внешность.

Приятно слушать. Но – несколько скептично, зная, что текст-то не его. Потом случилась «известная история» с уходом, а у гуманитариев даже придуманные «изгои» – под моральной опекой. Воспитание русской человечной и милосердной классикой и правильными родителями. Словом, задумала я взять интервью. Настроилась, пригласила Сергея в «хоум-офис», включила диктофон. И… заслушалась.

Он был в хорошей творческой форме, бытовой – тоже. С прекрасной речью, содержательными фактами, ностальгическими нотами, театральными
великолепными ассоциациями. Беседовали взахлёб. Интервью Сергея – обширное, интересное. Договорились и о будущих информационных поводах.

Потом изредка Сергей на бегу делился тем, где он очередной раз снимается. Доходили слухи, что пагубная привычка, с которой помогали бороться верные друзья, «отстать не хочет». Это очень огорчало. Сергей ведь внутренне – мягкий интеллигентный человек, неужели преодолеет то, что «привычка свыше нам дана, замена счастию она». Нет – протестую, не тот случай! Нам часто федералы показывают,не скрывая, все стороны жизни актеров, чьи имена известны или полузабыты. Сопереживаем ведь. А тут рядом – талантливый,неглупый человек, с хорошим опытом в тандеме со знаменитыми актерами себя проявил. Это не должно сгинуть всуе! Неужели не будет востребован?!

Сергей, прости, если мои слова тебе не понравятся, но в своих описаниях историй людей я не вправе допускать фальшивые ноты. Исцеление всегда горькое. Я – тоже мать взрослого, умного и талантливого сына. И когда «дитё» не в форме, переживает разные ситуации, сердце болит. Очень. Многое хотела уточнить, расспросить. Фактуру для истории кино ты выдал в центральном журнале богатейшую. Мне и половины тогда не рассказал. Но должен меня понять, с человеком творческим, если он не в форме, я не могу общаться.

Даже если он очень талантлив. Честно признаться, с трудом взялась за этот материал, зато в наивной надежде, что он встряхнет, поможет с переменами к лучшему! Окрылит,как и автора этих строк твои замечательные воспоминания о мэтре, друзьях, а среди них и моя любимая актриса Виктория Исакова.

Для меня было откровением,что она твоя сокурсница! И что вы замечательно дружили в Школестудии МХАТа, вместе переживая общее горе – потерю своего общего близкого друга Саши Чижевского перед выпуском. Мне отсоветовали писать по-житейски. Но и в нашем творчестве нет полутонов, если писать предельно искренне.

«Как молоды мы были!» Сергей Новиков в рубрике «Проза звёзд».

Рекомендую, почитайте. Сергей дебютировал в документально-литературном жанре в апрельском номере коллекции «Каравана историй». Интересно написано, тепло и с большой любовью к своим успешным и не очень сокурсникам. История в лицах последнего курса Олега Ефремова.

В этой публикации привожу лишь некоторые эпизоды оттуда. А как об этом узнала? Сергей, зная моё сопереживание его «неудельству», недавно позвонил в дверь (пока его в неделикатности мне не приходилось упрекать, лишь со стороны знала о проблеме). Стоит с глянцем в руках. И не совсем в форме, отчего я занудно на правах старшей по возрасту включила «менторскую интонацию». Гость на пороге протянул журнал и быстро удалился с извинениями и просьбой «это» прочитать, для души. Я не сразу поняла, что именно. И не сразу открыла этот апрельский номер. На обложке его имени не увидела. У нас же мастера громкие анонсы сюда выносить. А там было следующее: «Трагическая гибель первой любви Виктории Исаковой», хотя внутри у большой статьи Сергея Новикова было другое название (см. подзаголовок).

Её главная роль запомнилась многим в «Оттепели» Валерия Тодоровского и в образе сотрудницы ФСБ, кстати, очень тонко сыгранной. Вообще обожаю эту актрису. Недавно её пригласили на телеканал «Культура» в передачу «Линия жизни». Проста, элегантна, красива, умна. А ведь известной стала намного позже нашего актёра-земляка.

Год кино начнем с имён земляков-современников

Выпускной курс: в первом ряду в середине – Алла Покровская, Олег Ефремов, Александр Калягин (он не преподавал у нас, пришел на вручение дипломов). Вика Исакова – в центре, в черном. Я – в синей рубашке в верхнем ряду.

А. Козак работал над «Бурей» Шекспира, у меня там была роль Себастьяна, тоже немаленькая. К моим съемкам в кино педагоги отнеслись с пониманием. Спасибо им большое, всегда вспоминаю их с благодарностью. Более того — они еще и подстраивали под меня репетиции, назначали на время, когда я освобождался от съемок. В девять вечера — значит, в девять. Наверное, не всем на курсе это нравилось, ведь приходилось иногда подолгу ждать меня. А бывало, репетиции внезапно отменялись из-за задержки моих съемок. Но ни один из сокурсников не высказывал мне претензий. Конечно, каждый верил, что и к нему придет успех. Вот Пастернак писал: «Быть знаменитым некрасиво». Но это точно не про актеров. В эту профессию идут, чтобы стать звездами. Ведь если тебя никто не знает, то как артиста тебя вроде бы и нет. Но где наши мечты и где реальная жизнь...

Оказывается, в июле 2014 года последний курс Олега Ефремова собирался на встречу в столице. На ней была и звёздная Вика. А Сергей умеет радоваться за других. Как будто и не было долгих лет безвременья и разлуки! И его воспоминания, написанные хорошим литературным языком (в чём есть давние следы влияния и словесников 20-й школы, где Новиков учился). Прочитав, поняла: не могу не поделиться впечатлением и с другими муромскими читателями. И хочется надеяться и верить, что Сергей Новиков из Мурома сыграет свою самую долгожданную роль на таком же накале, на котором он проявил себя в юности. Хочется верить.

С Годом кино, Сергей! Обновления,удачи и благополучия тебе.

Год кино начнем с имён земляков-современников Я снова перебираю фотографии.
Сашка Чижевский...

Он не дожил две недели до вручения дипломов и выпускного вечера. Его сбила машина на Ленинградском проспекте. Насмерть. Виновного так и не нашли. Дело было ранним утром, в пять часов, он откуда-то возвращался. Свидетелей не оказалось. При Сашке не было документов. Отвезли в морг, и он лежал там больше недели. Потом брат приехал на опознание, и смогли установить личность погибшего. Гроб с телом поставили в аудитории, и мы прощались с нашим Сашкой. Хоронили его в мой день рождения, третьего июня. Никто из нас не мог смириться с Сашкиной нелепой смертью.

Сейчас говорят: девяностые годы были голодными и трудными, а для нас они были веселыми. Макарон в общежитии наварили, хлеб нарезали — народ со всех комнат сбежался. Кто-то банку домашних огурцов принес, кто-то кусок колбасы (роскошь необыкновенная!) — и пир горой.

С первого курса все студенты Олега Николаевича уже работали в театре. Не в штате, конечно, но в спектаклях участвовали — в массовке. До сих пор помню свои ощущения, когда мне дали первую роль. В «Чайке» по Чехову. Хотя, казалось бы, какая там роль — с колотушкой пройти. Но рядом на сцене — Татьяна Лаврова. И я мимо нее не шел, а плыл, млея от счастья.

Еще студентом я — первым из наших — снялся в кино. В фильме «24 часа» режиссера Александра Атанесяна. Главная роль! Партнеры — Андрей Панин, Максим Суханов, Игорь Владимирович Старыгин, Михаил Михайлович Козаков, маму моего героя играла легендарная Татьяна Евгеньевна Самойлова. В этом же фильме, правда, в небольшом эпизоде, снялся и Саша Чижевский. Премьера проходила в Доме кино. А потом был «Кинотавр». И я, студентишка, шел по звездной дорожке!
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.