Сегодня даже непрофессиональным взглядом видно, что Муром развивается семимильными шагами. На территории округа открываются новые предприятия. Жилищная сфера переживает настоящий строительный бум. Динамично меняются транспортная логистика и коммунальная инфраструктура. Но так ли всё безоблачно на муромском градостроительном небосклоне? Об этом мы поговорили с заместителем главы округа по экономике Е.А ВОРОНОВЫМ.
- Евгений Александрович, в понимании многих экономика – это прежде всего бюджет и финансы, доходы и расходы. Вы, как госслужащий, курирующий экономическое направление, наверное, из бумаг и программ не вылезаете?
- Работы с бумагами, программами, проектами, контрактными и закупочными процедурами, действительно, хватает. Тем более, что финансовое законодательство постоянно меняется и ужесточается. Вот только бюджета и финансов без вполне конкретных вещей не бывает. Таких как устойчивая работа существующих предприятий, организаций сферы услуг и открытие новых производств, которые создают дополнительные рабочие места. Отсюда увеличиваются как объемы промышленного производства, так и налогооблагаемая база.
- Как бы Вы охарактеризовали нынешние экономические процессы в Муроме?
- Знаете, экономика Мурома, как богатырь, который лежал на печи, а сегодня встал, расправил плечи, но уткнулся в потолок своей избушки. С одной стороны, это, безусловно, положительные тенденции, а с другой – развитие Мурома сдерживают административные границы.
- Можно на конкретных примерах?
- Ну вот смотрите. За последние десять лет в Муроме не закрылось ни одного промышленного предприятия. Наоборот, с чистого листа построено несколько крупных производств, таких как «РусТехнологии Муром», завод по производству древесно-стружечных плит, «ТрансПутьМаш», «Ламмин». На базе «Муроммашзавода» формируется машиностроительный кластер. В перспективе – строительство еще одной производственной площадки ЗАО «Муром». Это я не беру в расчёт модернизации, которые проводятся на многих действующих предприятиях. И это не предел. А уже сейчас свободных площадок вокруг Мурома всё меньше и меньше. К примеру, китайский завод вообще в парадоксальной ситуации: половина предприятия стоит на землях округа, другая половина - на землях Муромского района. Представляете, сколько от этого пусть мелких, но неудобств. На данный момент территориальный запас у нас есть, но если мыслить масштабно, то задумываться о перспективах надо уже сейчас.
- А ведь ещё есть жилищное строительство?
- Совершенно верно. В прошлом году мы по Мурому сдали в эксплуатацию почти 60 тысяч квадратных метров жилья. Это абсолютный рекорд! По сравнению с 2022 годом это больше на 32,7 процента. И что мы видим по факту. В Южном микрорайоне практически выходим на сельхозполя района. Микрорайон «Новая слобода» растёт так, что до Ковардиц рукой подать. Остаётся точечная застройка внутри города, но свободных площадей в Муроме практически нет. Есть, конечно, запас в виде старых бараков под снос, правда, принципиально эти земли ситуацию не изменят. Да и цена земли в центре высокая. Что дополнительно скажется на стоимости квадратных метров.
А потом не забывайте, что есть ещё целая программа по поддержке многодетных семей. На администрацию возложена обязанность обеспечения таких заявителей землёй под индивидуальное жилищное строительство. Только за последние три года мы сформировали и предоставили многодетным 62 земельных участка общей площадью более 40 тысяч квадратных метров. И здесь наши ресурсы не безграничны. При этом, как показывает практика, категории жителей, которые смогут претендовать на землю, будут только увеличиваться.
- Как, на ваш взгляд, скажется на Муроме открытие трассы М12?
- Уже сказывается. Мы начинаем чувствовать возрастающий поток туристов. Появляется интерес инвесторов, готовых вкладывать средства в самые разные проекты на нашей территории. Скажу, к примеру, что открытие в Муроме своего заведения планируют владельцы сети кафе «Вкусно - и точка».
Уже сейчас понятно, что вокруг Мурома быстрыми темпами будет меняться инфраструктура: сервисная, логистическая, дорожная. Не случайно, глава города в качестве одной из задач на ближайшую перспективу ставит задачу реконструкции въезда в Муром со стороны Нижнего Новгорода. Возрастающий транспортный поток рано или поздно потребует расширения дороги.
Или взять, скажем, тему метановой газовой заправки, которой в Муроме нет. Пока на неё спрос небольшой, но это пока. Её обязательно нужно строить, вопрос: где? И таких вопросов, от которых зависит развитие Мурома, очень много.
Расширение границ Мурома потребует корректировки градостроительного плана. Это обязательно надо делать в интересах всех наших жителей. В этом залог нашего будущего.
- Спасибо!
- Работы с бумагами, программами, проектами, контрактными и закупочными процедурами, действительно, хватает. Тем более, что финансовое законодательство постоянно меняется и ужесточается. Вот только бюджета и финансов без вполне конкретных вещей не бывает. Таких как устойчивая работа существующих предприятий, организаций сферы услуг и открытие новых производств, которые создают дополнительные рабочие места. Отсюда увеличиваются как объемы промышленного производства, так и налогооблагаемая база.
- Как бы Вы охарактеризовали нынешние экономические процессы в Муроме?
- Знаете, экономика Мурома, как богатырь, который лежал на печи, а сегодня встал, расправил плечи, но уткнулся в потолок своей избушки. С одной стороны, это, безусловно, положительные тенденции, а с другой – развитие Мурома сдерживают административные границы.
- Можно на конкретных примерах?
- Ну вот смотрите. За последние десять лет в Муроме не закрылось ни одного промышленного предприятия. Наоборот, с чистого листа построено несколько крупных производств, таких как «РусТехнологии Муром», завод по производству древесно-стружечных плит, «ТрансПутьМаш», «Ламмин». На базе «Муроммашзавода» формируется машиностроительный кластер. В перспективе – строительство еще одной производственной площадки ЗАО «Муром». Это я не беру в расчёт модернизации, которые проводятся на многих действующих предприятиях. И это не предел. А уже сейчас свободных площадок вокруг Мурома всё меньше и меньше. К примеру, китайский завод вообще в парадоксальной ситуации: половина предприятия стоит на землях округа, другая половина - на землях Муромского района. Представляете, сколько от этого пусть мелких, но неудобств. На данный момент территориальный запас у нас есть, но если мыслить масштабно, то задумываться о перспективах надо уже сейчас.
- А ведь ещё есть жилищное строительство?
- Совершенно верно. В прошлом году мы по Мурому сдали в эксплуатацию почти 60 тысяч квадратных метров жилья. Это абсолютный рекорд! По сравнению с 2022 годом это больше на 32,7 процента. И что мы видим по факту. В Южном микрорайоне практически выходим на сельхозполя района. Микрорайон «Новая слобода» растёт так, что до Ковардиц рукой подать. Остаётся точечная застройка внутри города, но свободных площадей в Муроме практически нет. Есть, конечно, запас в виде старых бараков под снос, правда, принципиально эти земли ситуацию не изменят. Да и цена земли в центре высокая. Что дополнительно скажется на стоимости квадратных метров.
А потом не забывайте, что есть ещё целая программа по поддержке многодетных семей. На администрацию возложена обязанность обеспечения таких заявителей землёй под индивидуальное жилищное строительство. Только за последние три года мы сформировали и предоставили многодетным 62 земельных участка общей площадью более 40 тысяч квадратных метров. И здесь наши ресурсы не безграничны. При этом, как показывает практика, категории жителей, которые смогут претендовать на землю, будут только увеличиваться.
- Как, на ваш взгляд, скажется на Муроме открытие трассы М12?
- Уже сказывается. Мы начинаем чувствовать возрастающий поток туристов. Появляется интерес инвесторов, готовых вкладывать средства в самые разные проекты на нашей территории. Скажу, к примеру, что открытие в Муроме своего заведения планируют владельцы сети кафе «Вкусно - и точка».
Уже сейчас понятно, что вокруг Мурома быстрыми темпами будет меняться инфраструктура: сервисная, логистическая, дорожная. Не случайно, глава города в качестве одной из задач на ближайшую перспективу ставит задачу реконструкции въезда в Муром со стороны Нижнего Новгорода. Возрастающий транспортный поток рано или поздно потребует расширения дороги.
Или взять, скажем, тему метановой газовой заправки, которой в Муроме нет. Пока на неё спрос небольшой, но это пока. Её обязательно нужно строить, вопрос: где? И таких вопросов, от которых зависит развитие Мурома, очень много.
Расширение границ Мурома потребует корректировки градостроительного плана. Это обязательно надо делать в интересах всех наших жителей. В этом залог нашего будущего.
- Спасибо!
Беседу вел Ю.Иринчук
Источник: "Муромский край"