Легендарные муромские моряки Зверев и Антонов
Сегодня, 30 октября, в РФ отмечают День основания Российского военно-морского флота. Портал Муром24.рф вспоминает о легендарных земляках - Николае Николаевиче Антонове и Василие Васильевиче Звереве.
Василий Васильевич Зверев - инженер-механик Российского императорского флота, участник военных действиях России в Китае и русско-японской войны, старший инженер-механик миноносца «Сильный». Родился 26 декабря 1865 года в Муроме, в купеческой семье мещанина Василия Петровича и его жены Марии Васильевны Зверевых. Он окончил Муромское Реальное училище, а в 1885 г. поступил в Техническое училище Морского ведомства, находившиеся в Кронштадте. Спустя три года Зверев окончил училище и 22 сентября 1888 г. был произведен в звание младшего инженер-механика.
6 января 1903 года Зверев был назначен старшим инженером-механиком на миноносец «Сильный», базировавшемся в Порт-Артуре. В самом начале русско-японской войны, 14 марта 1904 года, миноносец находился на дежурстве у входа во внутренний рейд Порт-Артура. В 2 часа 15 минут японцы начали операцию по блокированию русской эскадры в гавани с помощью брандеров, направив к Порт-Артуру четыре коммерческих парохода в сопровождении миноносцев. Обнаружив врага, экипаж русского миноносца принял бой с шестью японскими миноносцами. «Сильный» атаковал головной брандер, выпустив по нему мину (торпеду), которая попала в пароход и оторвала ему носовую часть. Строй брандеров спутался, пароходы отвернули от фарватера, сели на мель и были уничтожены огнём береговых батарей. Три японских миноносца сосредоточили огонь на «Сильном». Во время боя в российский миноносец попало несколько японских снарядов, один из которых повредил главный паропровод и паровой котёл, отчего корабль потерял ход. Все попытки заделать пробоину успеха не принесли. Миноносец потерял ход и превратился в неподвижную мишень. Раскалённый пар быстро заполнил машинное отделение, но трюмная вахта — шесть матросов во главе с инженер-механиком Зверевым — не покинули своего боевого поста и продолжали борьбу за живучесть. Перегретым паром они «сварились» заживо. Старший инженер-механик В. В. Зверев наглухо закрыл пробоину своим телом, пожертвовав своей жизнью, вернул миноносцу «Сильному» подвижность. Окутанный клубами пара «Сильный» на малом ходу смог вернуться в Порт-Артур.
Об этом бое вице-адмирал С. О. Макаров отправил «всеподданнейшую телеграмму» Николаю II: «… Миноносец „Сильный“ вступил в бой с 6-ю неприятельскими миноносцами; на нем убиты старший инженер-механик Зверев и 6 нижних чинов. Командир и 12 матросов ранены <…> Вход в порт остался совершенно свободным».
Артурский поэт, сапёрный капитан В. Ф. Линдер откликнулся на героическую смерть стихотворением «Памяти инженер-механика Зверева»:
Вчера в бою с врагом, геройски, но нежданно
В могилу ты сошел в расцвете юных сил,
Твоя душа ушла в предел обетованный,
Как чистый фимиам от жертвенных кадил.
<...> Вдали от родины главу склонил ты долу.
Ты умер на посту, как верный часовой,
Ты отдал жизнь свою, как присягал, престолу!
Мы память вечную поем тебе, герой!
В.Ф. Линдер
17 марта 1904 года морской инженер В. В. Зверев и семеро рядовых матросов миноносца «Сильный» были похоронены в Порт-Артуре. О подвиге Зверева писали не только русские газеты, но и иностранные, называя русского офицера — гордостью России.
Именем Василия Зверева был назван корабль Балтийского флота — головной эскадренный миноносец «Инженер-механик Зверев», спущенный на воду 24 сентября 1906 года.
В этот день мы вспоминаем и матроса, машиниста 2-й статьи крейсера «Варяг» - жителя нашего города Николая Николаевича Антонова. За мужество и героизм, проявленные в сражениях, он был награжден Георгиевским крестом IV cтепени и серебряной медалью «В память боя при Чемульпо 27 января 1904 года».
Николай Антонов вспоминал, что после гибели крейсера моряки продержались в воде на спасательных кругах пять часов. Потом их подобрали японцы и некоторое время спустя обменяли на пленных японских моряков. Вернувшись в Муром, Антонов работал слесарем в железнодорожном депо, а с 1920 года - кочегаром на комбинате «Красный луч».
Вернуться назад
