DataLife Engine > Статьи > «В России три беды: дураки, дороги и реформы»: Евгений Рычков о реформе местного самоуправления

«В России три беды: дураки, дороги и реформы»: Евгений Рычков о реформе местного самоуправления

Источник: Томикс Владимир
Глава округа Муром высказал ряд замечаний к федеральному законопроекту

10 февраля на площадке Владимирского филиала РАНХиГС прошло заседание «круглого стола» «Об изменении законодательства о местном самоуправлении в РФ». Поводом для очередного обсуждения послужило заседание комитета, где депутаты должны были дать отзыв на федеральный законопроект. Но мнения разделились, и это только сильнее развило дискуссию. Мероприятие в академии получилось конструктивное, поскольку приглашенные эксперты высказывали разнообразные мнения. Особенно интересным оказалась точка зрения председателя ассоциации Совета муниципальных образовании Владимирской области и главы округа Мурома Евгения Рычкова.

После вступительного слова «хозяин» круглого стола - ректор филиала РАНХиГСа - депутат Законодательного собрания Владимирской области Вячеслав Картухин предоставил слово Евгению Рычкову. Он говорил по онлайн-связи.

Первым делом муниципальный служащий отметил недостатки при формировании закона как документа. То есть, он не смог найти обоснованность в разработке этой реформы, что она принесет, зачем она нужна.

«Чем точнее мы сегодня закон обсудим, чем точнее пропишем положения, тем меньше у нас в дальнейшем будет проблем в муниципалитетах. Я уверен, что все выступающие будут давать свою трактовку законопроекта, его последствий и сразу хотелось начать с основополагающего момента. Дискуссия была бы более осмысленной и содержательной, если бы мы с вами где-то могли прочитать четко сформулированные цели вот этой самой реформы. К сожалению, ни в приложении к проекту, ни в официальной позиции авторов законопроекта - мы с вами целей не можем прочитать. Соответственно, мы не можем понять насколько закон эффективно решает цели, которые были обозначены. Поэтому выступающие сами будут придумывать для чего законопроект был принят», — начал Евгений Рычков.

Он откинул мысль по поводу того, что законопроект нужен для приведения законодательства в соответствии с новой редакцией Конституцией. По мнению председателя ассоциации, для того, чтобы привести законодательство в порядок, достаточно было всего лишь внести три поправки в 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а не разрабатывать новый закон. Рычков выделяет три основные новеллы, которые заключены в законопроекте:

- изменение порядка избрания и отстранения глав и руководителей муниципалитетов,
- перераспределения полномочий
- ликвидация двухуровневой системы муниципальной власти - ликвидация поселений

«Что касается самой реформы самоуправления, хотелось бы понять цели. Хотите денег сэкономить? Давайте подсчитаем, как сэкономим. Если цели проблемы какие-то решить? Давайте пойдем, будем решать. К сожалению, мы можем это [цели реформы] только предполагать, догадываться, сами предписывать авторам законопроекта и на основе этого давать оценку. Это самый проблемный для нашего обсуждения момент. Но давайте рассуждать в рамках того, что мы имеем», — говорит Рычков.

Первое, на чем делает акцент Евгений Рычков - изменение вертикали власти. Правда, все перемены ограничиваются изменениями порядка избрания глав муниципалитетов - добавляется вариант избрания кандидатов от губернатора - и вводятся инструменты ответственности глав муниципалитетов - выговоры, отстранения от должности.

Спикер также отметил грамматические ошибки в законопроекте. Вроде деталь, придирки, но все-таки это официальный документ, принятый в первом чтении Государственной Думой. Среди недостатков и схожесть данного законопроекта с действующими.

«Все муниципалитеты высказали свою позицию. У нас в ассоциацию приходят буквально десятки писем. Мы их обобщили в одно письмо. Замечаний огромное количество, поэтому все это мы передадим в Законодательное собрания для анализа и учета нашего мнения в их решении», — сообщил Евгений Рычков.

Среди основных замечаний глава округа Муром отметил несовершенность законопроекта в части юридических формулировок. В этом ему помог глава муниципалитета. Какого — не называется.

«Я посмотрел замечание одного из муниципалитетов, в части главы муниципального образования, который является председателем Совета. Если честно, я даже не поверил, что такое может быть, но потом сам перепроверил и вырисовывается уникальная, я с юмором это говорю, конструкция, когда глава муниципального образования, по этому законопроекту, исполняет полномочия председателя Совета, то по одной статье он прекращает полномочия депутата. Получается так, если избирается глава, как председатель Совета, то он должен тут же снять с себя полномочия депутата, но при этом он управляет Советом, документы подписывает, голосует как депутат, в общем, выполняет все полномочия.Это уникальная правовая конструкция. Не нашел я смысл в этой новелле лирической», — привел в пример несовершенство документа госслужащий.

Он также отметил, что у глав муниципалитетов «голова занята не самостоятельностью, а эффективностью своей работы, решений для своей территорий». Рычков считает, что чем лучше территория муниципального образования, тем лучше и главы.

«Свобод, как таковых нет. В условиях, когда половина бюджета - это дотации в той или иной форме, и, если вы их не получите, вы даже даже зарплату не сможете платить. О какой самостоятельности мы говорим?» — риторически вопрошает спикер.

Рычков считает, что в глазах жителей Владимирской области вертикаль власти состоит из горисполкома, облисполкома и Совет министров. Эта система, фактически, сейчас и существует, только с более сложными юридическими конструкциями. По его мнению, главам было бы проще, если бы они отвечали за все, что на их территории происходит, за исключением народного суда, прокуратуры и КГБ (ФСБ).

«По полномочиям на самом деле, все очень просто. По этому законопроекту муниципалитетам 27 полномочий отдаются, это абсолютно пустые полномочия. А все реальные полномочия, составляющие суть жизнедеятельности муниципалитета, их 28, они изначально считались муниципальными, но также изначально они являлись региональными. То есть конструкция следующая, завтра вступает в силу этот закон, и муниципалитеты перестают заниматься школьным образованием, спортом, культурой, дорогами, архитектурой. В общем, всем. Если не будут переданы эти полномочия муниципалитетам. Мне хочется спросить, в рамках этого процесса, передачи туда-сюда, что будут делать муниципальные служащие, которые работают в этой сфере? Мы должны их всех уволить и распустить. Через год, не получилось, не сложилось, вернули обратно полномочия», — недопонимает цели реформы Рычков.

По его мнению, все полномочия изначально должны быть муниципальными, а при необходимости переводить полномочия на региональный уровень.

В заключении Евгений Рычков задал риторический вопрос: целесообразно ли заниматься разработкой законопроекта, который фактически уничтожает поселки и маленькие города, в преддверии президентских выборов?

«Являются ли сельские поселения самой большой проблемой в преддверии очень значимого для нашей страны события? Я в этом не уверен. У нас в России раньше было две беды: дураки и дороги. Но, к сожалению, на сегодняшний день три беды: дураки, дороги и реформы. Этой реформой мы с вами поставим страну с ног на уши. Уместно ли это делать именно сейчас - у меня очень большой вопрос», — сомневается Рычков.



Вернуться назад