DataLife Engine > Статьи > О муромском «местном патриотизме»

О муромском «местном патриотизме»

Сейчас среди интеллектуалов есть модное выражение «местная (или даже «территориальная») идентичность». Означает оно, если говорить простыми словами тот факт, что в процессе взросления человек «срастается» с тем местом (домом, двором, улицей, микрорайоном, городом), в котором он живет. Возникает баланс между личностью человека и его не только социальным, но и материальным окружением. Более того, человек начинает чувствовать себя частью своего пространства, формирует себя «под него» и, будучи силой обстоятельств или по собственной воле перенесен в другую среду, в другое окружение, чувствует себя дискомфортно, буквально «не находит себе места», начинает пытаться создать «свой маленький Муром» там, куда закатила его жизнь.
Все исследования показывают, что из городов Владимирской области чувство местной идентичности наиболее развито именно в Муроме. И, хотя некоторые муромляне вынуждены уезжать работать за его пределы («маятником» или на постоянной основе), их «якоря», связывающие их с Муромом гораздо прочнее, чем у жителей других городов. В Москве (куда «естественно» едет значительная часть этих людей) они чувствуют себя дискомфортно, к самой столице и «москвичам» чувствуют «негатив». Что важно, детей они стараются так же заводить и воспитывать в Муроме, часто собираются вернуться в Муром, заработав денег «на старость».
Такой ситуации способствовало несколько факторов. Во-первых, в Муроме, в большей степени, чем в других городах сохранилось неформальное территориальное деление на «слободы», теперь уныло именуемые «микрорайонами». Некоторые из них существуют уже столетиями (та же Якиманская слобода), во многих случаях дополнительному сплочению жителей служило то, что они не только проживали вместе, но и трудились на одном предприятии, которое и строило эти «слободки». Гибель этих предприятий в «лихие девяностые» стало для многих муромлян не только социальной, но и глубоко личной травмой.
Конечно, мы далеки от того, чтобы идеализировать эту местную идентичность. В конце концов, если парень вырос, видя из окна ржавые тылы гаражей с надписью «х*й» и «Машка шалава» на них — это вряд ли будет способствовать его успеху в жизни. Глубокое проникновение криминальной культуры, насоедственные алкогольные традиции, домашнее и групповое насилие, массовые «разборки» — это так же неотъемлемая часть подобного жизнеустройства.
Сейчас, в связи с украинскими и иными событиями вокруг нашей страны, много говорят о патриотическом воспитании и «качестве» патриотизма. При этом отчего-то «образцовыми патриотами России» чаще всего выступают жители южных национальных республик, а так же те, кто воевал «за нас» за пределами границ Отечества. Ни в коем случае не отрицая их права считать себя патриотами, мы все же утверждаем — патриотизм не может быть абстрактным. И тот, кто не сросся с родной Собачаевкой, «Африкой» или «Фанерным», кто хочет «отряхнуть их прах» со своих ног — не сможет быть и хорошим патриотом России в целом.
Одной из симпатичных черт нынешней муромской администрации, на наш взгляд, является то, что она во многом «привязывает» свои планы и программы к конкретным микрорайонам, работает с местными территориальными сообществами. Улучшать, не нарушая — традиционых границ, систем взаимоотношений, внутренней иерархии и конфигурации пространства — это, на наш взгляд очень правильный путь. Впрочем, нас эта политика не удивляет. Евгений Рычков, как известно, плоть от плоти, кровь от крови Мурома, его буквально «все знают» с «младых ногтей» и он не стесняется своих связей с этим городом, всегда подчеркивает свою неразрывную связь с муромским городским пространством.
Будем надеяться, что такая политика сохранится и после 13 сентября 2015 года.



Вернуться назад