DataLife Engine > Статьи > Откуда пришел обычай красить куриные яйца

Откуда пришел обычай красить куриные яйца

На Руси знали три праздника Рода и его женских ипостасей – Рожаниц (персонажи древнерусской мифологии). Первый – один из самых торжественных праздников Прародителя – проходил весной, в начале апреля, сразу после окончания весеннего молодёжного праздника «Красная горка», который отмечался и до сих пор кое-где отмечается в честь ипостаси Рода – огненного Ярилы. Этот праздник прославления Рода и Рожаниц в наше время празднуется последователями древнего православия в ночь на четырнадцатое апреля. Русский народ сумел его сохранить почти полностью. До сих пор в русских деревнях перед этим праздником идёт окуривание углов домов вереском (в Сибири – багульником). Это обряд очищения жилища. Потом следует обряд очищения жильцов. Для этого во дворах перед дверьми разжигают костры, и жители прыгают через них. После очищения, как и в древности, украшают дом вереском, можжевельником или ветками других хвойных деревьев. Сибиряки любят наряжать свои жилища пушистыми ветками кедра.

В праздник Рода и Рожаниц полагается умываться «из серебра и золота». Поэтому ещё ночью в ведро с водой набирают свежую,желательно ключевую (родниковую) воду, в которую опускают золотые и серебряные вещи. Этой водой моются после очищения и украшения дома. Во второй половине дня начинают печь специальные печенья: у староверов их делают круглыми, а в христианских семьях – квадратными. Кроме этого выпекают печенья в виде сказочных зверей и птиц. Я помню, как мать выпекала пряники «барышня», «лошадка», «петушок», пекла птичек – «жаворонки». Раскрашивали их соком красной свеклы и яичным белком. Это было в начале 1950-х годов.

Основным отличием Радоницы ото всех других праздников – как ведических, так и христианских – является приготовление и разнообразная раскраска куриных и других яиц. Яйцо во все времена, ещё задолго до христианства, было символом Вселенной, атрибутом Рода Великого. Вот и бьют русские люди – христиане – на Пасху, пускай вслепую и не понимая, а «язычники»-староверы – осознавая и со знанием дела, крашенные яйца в честь Рода Великого. Общаются с духами предков на кладбище, прибирая могилы и устраивая поминальный обряд, после которого часть продуктов остаётся на местах погребения. Основы древнего праздника Роду и Роженицам остались неизменными. Изменилась со временем только раскраска яиц. Христиане обычно раскрашивают их однотонно. Ведическая символика впитала в себя мудрость десятков тысячелетий. Яйца, разрисованные «язычниками»-староверами, представляли и до сих пор представляют собой настоящее произведение искусства. Они использовали все семь цветов радуги, которые олицетворяли собой цвета семи чакр человека. Из закона «Как наверху, так и внизу, и наоборот» следует,что гамма из семи цветов радуги символизирует основные созидательные силы Космоса. На праздничных яйцах изображались в виде сказочных, порхающих среди цветов птиц небесные ипостаси Рода, его дети-боги.

Праздник Радоница в древности справлялся десять дней – древнюю неделю. Обычно во вторник, на третий день праздника, совершался обряд вызывания первого весеннего дождя. Начинали его дети. Они пели дождю призыв, потом к их песне присоединялись юноши и девушки, за ними выходили на улицу взрослые. Песня-призыв всё усиливалась и крепла. Своего апогея она достигала, когда её подхватывали старики. Если начинался дождь, а он после такого призыва,как правило, начинался, то все купались в его струях, радуясь и прославляя стихию воды. Этот обряд сохранился во многих уголках России и по сей день, дождь вызывают, как и в былые времена, всем миром. В субботу, перед концом праздника, в древности начинался обряд изгнания с лика земного Марены – смерти. Его совершали женщины. Для этого они брали в руки мётлы, веники, ухваты, выходили на улицу и, распевая угрозу Марене и её окружению, лихоманкам-болезням,ходили по дворам и выметали воздух. Иногда на площади села или даже города сжигали чучело богини смерти и болезней. Считалось, что этот обряд сохраняет здоровье и молодость. Обряд изгнания Марены имеет мощное соборное гипнотическое воздействие, и, на самом деле, после него люди очень быстро выздоравливают и в дальнейшем очень редко болеют. Весенний праздник Рода праздновался первого апреля по старому стилю и четырнадцатого – по новому. Начинался он, как и торжество в честь Лады, с четырёх часов утра на площади храма Прародителя.

П. СЫТНИК
(использованы материалы книги Г. Сидорова).



Вернуться назад