EUR 99,58 USD 93,44
» » Поле брани

Поле брани

Новый год в СПК «Муромский» начался с сюрприза. Семьдесят ветеранов хозяйства, проработавшие здесь по 30-40 лет, а то и полвека, награжденные орденами и медалями, получили уведомления об исключении из пайщиков хозяйства. «Решением заседания членов правления СПК «Муромский» ваше членство в кооперативе прекращено в связи с утратой права на членство» - гласило послание. Почему ветераны оказались лишними в хозяйстве, которое спасли от разорения?

Лишние люди?

За бортом СПК оказались не все ветераны, а лишь те, кто ушел отсюда на пенсию или по инвалидности после 2003 года. Среди них бывшие бригадир овощеводческой бригады Нина Горшкова (награждена орденами Трудовой Славы и Дружбы народов), пастух Василий Белянцев (награжден орденом «Знак Почета»), водитель с 50-летним стажем Василий Тархов и многие другие. А те, кто раньше покинул хозяйство по собственному желанию или по другим причинам, автоматически были переведены в «ассоциированные члены».

В уведомлениях были и приглашения на внеочередное собрание СПК 21 января. Правда, в разной редакции. Ассоциированные члены приглашались на собрание, начинавшееся в 10:00. А все члены-пайщики (35 человек и 7 представителей от ассоциированных, т.е. 20 процентов от основных акционеров по уставу СПК) - на общее собрание к 13:00.

Одни, получив эти письма, горько плакали. Другие глотали пилюли. Некоторым пришлось вызывать «скорую помощь». Чтобы понять шок, испытанный ветеранами, надо вспомнить события почти 20-летней давности.

- 90-е годы были страшным временем, - рассказывает председатель СПК «Муромский» с 1997 по 2005 год, а ныне депутат Муромского райсовета Надежда Горбунова. ‑ Давил диспаритет цен, резко сократились объемы производства, скот шел под нож, задерживали зарплату. Работники стали писать заявления о выдаче имущества и выделении земельных долей. Четырнадцать заявлений удовлетворили: выделили часть техники, по корове и земельный участок. Если бы так шло и дальше, хозяйство осталось бы без земли. Предвидя это, мы оценили пай в 2 тысячи рублей и предложили людям вносить свои земельные доли в качестве дополнительного взноса в паевой фонд кооператива бесплатно. Все согласились, заключили договоры передачи. Это был барьер от растаскивания земли. Благодаря этому «Муромский» жив до сих пор и стабильно работает.

Что беспокоит ветеранов

Это хозяйство пригородное, от его центральной усадьбы, поселка Муромский, до города Мурома по асфальту рукой подать. А одно из его лучших полей ‑ Карачаровское - отделяет от городских многоэтажек всего лишь двухполосная автодорога. И понятно, что земельная доля площадью в 4,21 га тогда была явно недооценена. Сегодня, чтобы выделить в натуре свою долю стоимостью в 2 тысячи рублей, пайщику придется заплатить соответствующей службе более 50 тысяч.

- Мы думали о том, как сохранить хозяйство, а не о том, как нажиться на продаже земли, - говорит Горбунова.

Да и сегодня ветеранов больше беспокоит не материальная, а моральная сторона произошедшего. Многие признаются, что такого унижения не испытывали никогда.

- Нас обидело слово «исключить», - возмущен ветеран Василий Белянцев. - Я пас скотину почти 40 лет. По 200 голов пять месяцев в году, по 10 километров каждый день проходил, а в остальное время был грузчиком на подвозе кормов. Столько лет работал, а теперь я - никто?

- Они исключили людей до собрания решением правления и прислали письмо с обидными словами, - критикует решение ассоциированный член СПК «Муромский» Светлана Шушина. - Нужно было разобраться индивидуально, предложить переоформить свой статус в ассоциированные члены. Зачем было делать все тайно? Люди, получившие эти письма, были так взволнованы, что дело доходило до инфаркта.

Острота момента


Чтобы попасть на утреннее собрание, исключенным пайщикам пришлось брать нотариально заверенные доверенности от ассоциированных членов за 1200 рублей. По двум доверенностям на утреннем собрании удалось побывать четырем ветеранам, пораженным в правах. В общем собрании из них участвовала лишь бывший председатель СПК Горбунова, получившая возможность представлять интересы ассоциированных членов с правом голоса.

Вопрос об исключении фактически уже исключенных 70 пайщиков стоял в повестке восьмым. Ветераны попытались было войти в зал, но были жестко остановлены. Председатель СПК Наталья Боликова предупредила: если они не выйдут, она перенесет заседание в правление.

- Мы просили: пусть они послушают, это их касается, - возмущена бывший бухгалтер хозяйства Ирина Мочалина. - Но людей выгнали. Председатель сказала основным работникам: «Эти семь человек и те, что за дверью, хотят отнять у вас работу». Настроила их против нас. А мы, наоборот, пришли, чтобы сберечь хозяйство. Нас оболгали, и мы не могли ответить.

Был и еще один острый момент. В уставе СПК сказано, что работник имеет право переоформиться из основных в ассоциированные члены при четырех уважительных причинах: уход на пенсию по возрасту, служба в армии, переход на выборную должность, увольнение по инвалидности. Это право реализует собрание. Учитывая это, люди перед собранием обратились к председателю президиума: рассмотрите возможность переоформления членства! Принесли 28 заявлений. Но общего языка с руководством не нашли. Председатель заявила, что никакого отклонения от повестки дня не допустит. В итоге, простояв за дверями три часа, ветераны узнали, что исключены. Однако до сих пор многие не верят в объективность подсчета голосов.

Старая схема?


Ветеран муниципальной службы России Валентина Смирнова считает, что протокол голосования сфальсифицирован:

- Создалось впечатление, что вопросы проталкиваются. Я говорила: если вы выносите на повестку вопрос о прекращении членства, по закону есть право собрания переоформить людей в ассоциированные члены. За это предложение не голосовали. Это подтверждает, что председатель была заинтересована исключить ветеранов. Без обсуждения внесли в устав СПК поправки о представительстве ассоциированных членов-пайщиков на общем собрании с правом голоса 5 процентов, а было ‑ 20.

Зачем нужно было принимать такое решение, возмутившее людей? Ветеран Валентина Дубова говорит:

- Я спросила председателя СПК Наталью Боликову: на каком основании без собрания членов-пайщиков они продали самое лучшее Карачаровское поле, где сейчас стоит гипермаркет «Магнит» и строятся коттеджи? Она спросила, откуда я узнала. Да по объявлениям в газетах. Продавали 15 соток за 700-800 тысяч рублей. Боликова ничего не ответила, а это ведь наша земля. Продав Карачаровское поле, руководство фактически лишило каждого пайщика части его земельной доли в размере 0,054 га, т.к. эта земля входила в наши доли. Все сделали втихую. А если пройдет акционирование, председатель будет полным держателем акций. Произойдет то же самое, что и со многими хозяйствами в районе. «Муромский» живет, пока паи в наших руках.

С этими выводами согласна и Надежда Горбунова. Она прямо называет происходящее в СПК рейдерским захватом. Ее аргументы: по уставу в СПК каждые 4 года должно проходить отчетно-перевыборное собрание, переназначение руководителя. А акционерным обществом руководит тот, у кого контрольный пакет акций. Чем меньше пайщиков, тем легче достичь цели. И все, мол, идет к этому. Земля не переоценивается. Недавно решили упразднить неделимый фонд на 20 миллионов рублей: сооружения, здания, технику, скот. Он не в паях. Внесет его в уставный капитал, выпустит акции и скупит по дешевке.

Ошибка государства

Сама Боликова категорически не согласна с такими выводами. Считает, что за 10 лет, что руководит хозяйством, это она спасла его от разорения. Приняла хозяйство с долгами, но сейчас оно стабильно работает, люди вовремя получают зарплату, СПК обходится без кредитов, которые многих за эти годы довели до банкротства.

- Карачаровское поле мы стали продавать, чтобы выжить, - рассказывает она. ‑ У нас был комплекс из четырех дворов. У двух уже деревья росли на крыше. Когда двор в Карачарове упал, мы решили, что нужно его продавать, чтобы реконструировать дворы. Продали 40 га, и на эти средства реконструировали два комплекса, купили современную технику. В этом году построим новый телятник без единого кредита...

Но она и не скрывает своего отрицательного отношения к стремлению ветеранов иметь голос в управлении сельскохозяйственным производством.

- А зачем им в ассоциированные члены? ‑ рассуждает Боликова. - В жалобе написали, что работать не нужно, а управлять можно. Чтобы взять кредит на корма, я должна принести в банк протокол общего собрания, а до этого послать 314 уведомлений ассоциированным членам? Устав оторван от жизни. Представительство ассоциированных членов оставили пять процентов. Они не должны управлять хозяйством. Что они могут решить? Дали людям мнимую возможность выделиться. А что дальше? По-моему, государство не должно было раздавать под паи сельскохозяйственные земли. Это и привело к таким ситуациям.

…В феврале на двери правления СПК висело объявление, приглашающее селян получить 2 тысячи рублей за пай после окончания карантина по гриппу. Говорят, 20 человек уже продали свои доли. Процесс пошел…

Светлана БИТКИНА. Владимирские ведомостиПоле брани.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

15:00
Епископ Муромский и Вязниковский Нил отмечает свое 60-летие
14:17
ФК "Муром" готовится к матчу с "Челябинском"
11:39
Депутаты Горсовета и сельских поселений одобрили инициативу присоединения всех территорий Муромского района к округу Муром
09:30
В Муромском районе организованы переправы
09:30
В Муромском районе проводят иммунизацию диких животных от бешенства
15:55
По области ожидается сильный ветер и первая гроза
15:45
Отключение водоснабжения 19 апреля
14:25
Две пары из Мурома примут участие в свадебном фестивале на ВДНХ
12:40
Легкоатлетический кросс, посвященный 79-ой годовщине со Дня Победы, проведут 27 апреля
11:22
Проект 11-классницы из Муромского района претендует на первую Национальную премию в сфере профориентации «Россия – мои горизонты»
09:24
Евгений Рычков поблагодарил всех, кто помогал строить новую детскую поликлинику
Больше новостей